«Дикие птицы»
Цель: Формировать
преставление о зимующих и перелётных птицах.
Задачи: Закрепить
понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».
Знать
их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать
умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова.
Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание
говорить правильно.
Материал: Предметные
картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения
птиц. Игрушка кота.
Ход
занятия. Звучит
грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.
Педагог:
-
Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят
деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну
прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы
проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»
-
«Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё
спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят.
Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не
достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы
зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а
почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с
голоду не пропадёшь.
-
Назовите зимующих птиц.
1.
Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек
синица
- синичка ворона - воронушка
снегирь
- снегирёк ласточка -
-
Какая из этих птиц лишняя?
-
Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у
птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)
Птицы
осенью (улетают)
Весной
птицы (прилетают)
С
дерева на дерево (перелетают)
К
кормушки (подлетают)
С
кормушки (слетают)
В
гнёздышко (влетают)
2.
Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.
-
Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят
птенцов, ищут корм, растят птенцов...)
-
Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из
соломы.)
3.
Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает,
скачет, прыгает, летает, клюёт.
Грач
- ходит, перепрыгивает, ищет корм.
Утка
- плавает, ныряет.
Цапля
- ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.
Ласточка
- щебечет, парит.
4.
Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.
Соловей
- поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.
Приветствуют
их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует.
Сорока - трещит. Ворона - каркает.
5.
Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не
кот, а котище.
У
него не усы, а...
Не
лапы, а...
Не
глаза, а...
Неуши,
а...
Давайте
прогоним его от наших птиц.
6.
Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.
{нет
хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)
7.
Физкультминутка
Птички
прыгают, летают.
Крошки
птички собирают.
Перышки
почистили,
Клювики
почистили.
Птички
летают, поют,
Зёрнышки
клюют.
8.
Кто это? {сравнение цапли и воробья)
У
воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.
У
воробья голова маленькая, а у цапли...
У
воробья клюв короткий, а у цапли...
Воробей
юркий, а цапля...
Где
живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов
образовано?
9.
Дидактическая игра «Длинное слово»
-
Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.
У
цапли длинные ноги - длинноногая.
У
синицы жёлтая грудь - желтогрудая.
У
дятла красная голова - красноголовый.
У
аиста белое крыло - белокрылый.
10.
Итог занятия.
Анализ
занятия.
-
Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не
справлялись со сложными словами.
-
Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных,
образованных с помощью суффикса -ищ-
-
Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении
находить однокоренные слова.